Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал
строчный:
1.7
2
Интервал
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X
Версия для слабовидящих

05.02.2018

 

 

 

 

 

война – это страшно!

 

В этом году значимый, но грустный юбилей – 75 лет со дня победы в Сталинградской битве. Да, это не юбилей Великой Победы, но не менее важная и серьезная дата. Точнее – 200 дней и ночей, которые стали примером мужества, героизма и воинской доблести. Не смогли обойти стороной это событие и сотрудники историко-патриотической студии «Связь поколений» ДК «Кристалл», которые подготовили серию лекций под названием «Патриотизм вне времени». Журналисты газеты «Сибирский вестник» побывали на одной из первых встреч и смогли вместе с 3-Г классом полистать страницы истории.

Заходим в вотчину патриотической студии, которую в народе по-прежнему чаще называют музеем. С первого взгляда видно, что всё готово к встрече гостей. Светится голубой экран с заставкой для презентации. Стулья уже стоят ровными рядами, обиженно повернутые спинками ко входу, словно протестуют, что им не уделяют внимание.

В дверь заходят ребята, с любопытством озираются по сторонам и торопливо идут на места. То присаживаются, то вскакивают от нетерпенья, то пересаживаются на другое сиденье и снова ищут свободный стул поближе, чтобы не остаться «на галёрке».

Олеся Александровна Кухаренко, руководитель историко-патриотической студии «Связь поколений», сегодня будет для них лектором. С ней дети уже знакомы, так как приходят сюда уже не в первый раз. Буквально на прошлой неделе они уже успели посмотреть выставку, посвященную блокадному Ленинграду, поэтому сейчас охотно делятся и впечатлениями от увиденного, и просто поддерживают беседу, отвечая на вопрос «Как дела?». Выясняется, что у ребят это уже 4-й за сегодня урок, о чем они протяжно и немного с усталостью рассказывают почти хором.

Все сразу смолкают, когда переходят к самой сути встречи. Сначала слегка рассеянно мальчишки и девчонки слушают вступительные слова.

– С какого по какое число шла Сталинградская битва? – переспрашивает Олеся Александровна после краткого рассказа, словно проверяя внимание и бдительность ребят.

Ответы, конечно, были близки к истине, но ни один не попал в цель. Они немного встрепенулись и собрались Кажется, теперь точно готовы к работе. «От чего зависит победа? – звучит еще один вопрос для «проснувшейся» аудитории. И на него сразу слышны десятки ответов звучащих, преимущественно, с «первых парт»: «От боевого духа!».

После этого уже полностью заинтересованные школьники внимали каждому слову. Немного хихикали, слыша непривычные слуху фамилии и термины, но уверенно кивали, когда для них поясняли такие понятия как «передовая», «фронт», «зенитные установки» и многие другие.

«Смотрите, а почему дети танцуют в горящем городе?» – вдруг слышится девичий звонкий вопрос. Все еще больше прильнули к слайду на экране. На нем дети будто водят хоровод посреди фронтового Сталинграда. «А почему в середине крокодил?» – в этот раз уже звучит мальчишеский голос. Ребятам объясняют, что это один из самых известных снимков Второй мировой войны, изображающий полуразрушенный фонтан, который является символом сталинградской трагедии. Школьники заметно возбуждены и перешептываются между собой. Видно, что образ их ровесников посреди руин задел за живое.

От исторических хроник и значимых фактов Олеся Александровна Кухаренко переходит к непосредственным участникам битвы. На нашей территории как раз жил такой человек. Петр Михайлович Егоров, который многие годы находился рядом с нами, становится героем сегодняшней встречи. На экране его фото: он, как всегда, веселый и солнечный, заражающий оптимизмом других. Неожиданно включается звук: «Дорогие мои внуки, мои правнуки! Помните, что нужно всегда быть добрыми людьми и любить друг друга!». Эти слова, записанные Петром Михайловичем несколько лет назад, ребята слушают стоя, в полной тишине, как заветное послание из прошлого.

А дальше – слайд за слайдом, в них показана жизнь участника войны в фотографиях и датах, собранная по крупицам: и биография, и ранения, и, конечно, награды, которые заслуженно получил ветеран. Оказалось, что почти никто из ребят не видел Петра Михайловича лично, но многие слышали о нем и сейчас с удовольствием слушали каждое слово о его славной и героической жизни. Вот он – тот, кто видел все это вживую!

Для цельного представления о Сталинградской битве был представлен еще один отрывок из военной хроники – документальный фильм. Двести дней и ночей, собранные в несколько минут кинопленки, конечно, завладели вниманием. Там и схемы боевых действий, и героические защитники «Дома Павлова», и победа, которой добивались до последнего, – каждый увидел что-то очень важное для себя.

Фильм закончен, и теперь третьеклассники уже знают многое, они без труда отвечают на вопросы, вспоминают фамилии и даты – сразу видно, находятся под впечатлением. Или нет? Прошу нескольких ребят поговорить со мной. Все бегут собираться обратно в школу, но несколько «смельчаков» остаются, окружив меня.

Вероника Валентюк признается, что ей очень понравилась лекция, ведь она узнала много нового. До этого дня она и не подозревала, как на самом деле проходила Сталинградская битва:

– Особенно запомнились уличные бои: не где-нибудь в поле, как на картах, а в обычном городе, среди домов. Непонятно почему, немцы пробирались в город и начали бомбить его.

А вот Кирилл Кобелев немного слышал про это сражение. Но даже его шокировал масштаб:

– Меня удивило, что немцы отступили. Я, конечно, знал, что мы победили, но увидеть это все в фильме было неожиданно. Они ведь хотели захватить город, а сами сдались! А еще теперь я понимаю, почему война – это страшно. Они ведь бомбили и днем, и ночью: как можно было спать?! Это сейчас мы спим хорошо и спокойно.

Нетерпеливо ждет своей очереди Лиза Еремина, и, как только мы с ней знакомимся, начинает рассказ о своей бабушке, которая была маленькой девочкой, когда шла война:

– Она мне рассказывала, какой хлеб тогда был, из травы какой-то. Его даже есть было невозможно, потому что он был колючий. А еще она со своей бабушкой ходила узнавать о погибших и всегда очень переживала. У бабы Жени было три сына, но из них выжил только один.

Кажется, что она уже поделилась сокровенной историей, но нет! Собираясь уйти, вдруг вспоминает, что видела Петра Михайловича Егорова, но тогда и не предполагала, что он прожил такую славную жизнь. Ей больше всего запомнилось, что, даже несмотря на ранения, он все равно вернулся воевать и не испугался.

Вот такой наивный и непредвзятый взгляд. Ребята обратили внимание на самые незатейливые мелочи быта и поняли на простых примерах то, что нужно бы понять и всем взрослым: война – это плохо!