Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал
строчный:
1.7
2
Интервал
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X
Версия для слабовидящих

 

10.10.2019

 

 

 

 

Л.Л. Аширова: ЕЁ ЖИЗНЬ, ЕЁ ИСТОРИЯ...

 

 

Ответственность. Пожалуй, это первое, что расскажут о ней коллеги. Потом прозвучат активность и работоспособность, профессионализм и умение находить контакт с любым ребенком. В общем, всё самое важное, чем должен обладать современный учитель. Правда, вот незадача: учителем  Людмила Леонидовна Аширова становиться не собиралась. Детские мечты, юношеские планы и выбор вуза – когда-то ничто не связывало её с педагогикой. А сегодня у неё, как у учителя истории и обществознания Алтайского кадетского корпуса,  13 лет педстажа и нежелание менять подаренную судьбой профессию. Так бывает. Не человек выбирает профессию, а она – его.

 

Из Урала – в Сибирь

Людмила Леонидовна родом из Пермского края: родилась и выросла в небольшом горнодобывающем городке Кизел. В детстве грезила то о профессии милиционера, то о поприще микробиолога. А в выпускных классах узнала о специальности политолога. Это направление в конце 90-х считалось модным и перспективным, а Людмиле представлялось очень интересным. Так она оказалась на первом курсе исторического факультета Пермского госуниверситета, где как раз и готовили таких специалистов.

Однако полностью овладеть анализом политической жизни ей не удалось: вскоре Людмила Леонидовна стала женой и мамой. Чтобы малышка Настя не знала недостатка в любви и внимании, мама-студентка перевелась на заочное обучение. Политологию, которая преподавалась только очно, пришлось сменить на историческую специальность. А родной Пермский край – на ракетный гарнизон, расположенный в Алтайском крае. Так в 2000 году Л.Л. Аширова оказалась в Сибирском: военном городке, который сразу ей понравился своим уютом и благоустроенностью.

Пока маленькая Настя изучала новые песочницы, её мама старалась совмещать семейные хлопоты с обучением в вузе. Через три года старания пришлось удвоить: у Насти появился брат. Малыши нисколько не мешали профессиональному становлению мамы, а даже наоборот – его стимулировали. Материнство и история стали главными науками в жизни Людмилы Леонидовны, однако мыслей о педагогике в её голове по-прежнему не было.

Они появились, когда дочь и сын отправились в детский сад, а ей вдруг предложили поработать на заменах в Алтайском кадетском корпусе. Замещать довелось учителя истории, и это стало первым опытом работы со школьниками.

 

Проба себя

Опыт оказался разный и поначалу неоднозначный. Не обошлось и без слез! Но это было не проявление слабости, а, скорее, всплеск досады на саму себя. За то, что нет педагогических навыков, за то, что трудно удержать внимание класса и заинтересовать каждого – за всё то, к чему она оказалась не готова. Этому не учили в классическом вузе, не знакомили на практиках. Людмиле Леонидовне пришлось осваивать педагогику методом проб и ошибок.

Надо отметить, ошибок случилось не так уж и много, и каждая не только способствовала профессиональному росту начинающего историка, но и разжигала огонь интереса к профессии. Этот огонь заставлял двигаться вперед, искать примеры в своем школьном прошлом. Людмила Леонидовна сразу решила, что не станет нудно читать учебник каждый урок, как когда-то делал её учитель истории. Вердикт молодого педагога звучал так: детям не должно быть скучно! История – наука, которую надо проживать увлекательно и ярко. И уроки нужно строить именно так: с огоньком, интересом и в ярких красках.

Реализовать свой подход она смогла уже в роли полноценного учителя: в 2006 году дипломированного историка взяли преподавать в Алтайский кадетский корпус на постоянной основе. И если работа на заменах была как разведка боем, то полноценное погружение в профессию позволило «воевать» во всеоружии. Каждый урок не проходил для Людмилы Леонидовны бесследно – он приносил свои плоды в копилку её внутреннего становления. А вскоре появились и наглядные результаты: горящие глаза учеников, остающихся после уроков с ворохом вопросов и впечатлений от услышанного.

 

Авторитет учителя

За 13 лет – тысячи уроков, десятки тысяч звонков и сотни учеников. Внушительные цифры, за которыми непростая кропотливая работа. Работа с собой, с наукой, с детьми. Учитель истории освоила классное руководство и должность воспитателя, помимо истории стала преподавать обществознание, возглавила методическое объединение учителей корпуса... А еще – открыла в себе творческие способности, о которых раньше даже не подозревала. На праздниках АКК Людмила Леонидовна поет, танцует, участвует в театрализованных сценках… Сыграть Тигрицу – пожалуйста, изобразить медсестру – тоже запросто. И это при её боязни сцены! 

Её сегодняшние профессиональные будни похожи на сотни других учителей: проверка тетрадей, составление планов и отчетов, подготовка к урокам и конференциям... Но есть главное отличие: в класс к Л.Л. Ашировой приходят не простые девчонки и мальчишки, а ребята в кадетской форме. Черные мундиры, красные околотки фуражек, серьезный взгляд из-под вихрастых бровей – с такими не расслабишься. Правда, она и не собирается. Называет себя учителем авторитарным и не терпит нарушения дистанции.

– Я «за» дискуссии на уроках, но «против» демократизации отношений «учитель-ученик», – объясняет Л.Л. Аширова. – Надо знать специфику наших учеников: они из разных сел и городов, у некоторых родные – в других регионах. Поэтому нам, классным руководителям и воспитателям, приходится часто быть в роли вторых мам. В этом свои плюсы и минусы. Нельзя спускаться до уровня панибратства, но и оставаться в стороне у педагога не получится. Мальчишки-кадеты сильнее привязываются, от них просто так не уйдешь, не предашь... Да, непросто, но эта специфика мне по душе, и я бы не хотела её менять на обычную школу.

 

Всегда хочу на работу!

Без кадетского корпуса, своих учеников и истории она себя уже не представляет.  С ними связаны все планы и мечты! Во-первых, окончить магистратуру по методике преподавания истории и обществознания АГПУ, где она сейчас учится. Во-вторых, попробовать себя в роли эксперта комиссии по проверке ЕГЭ, должность которого ей недавно предложили. Ну, а в-третьих, побывать в Риме – городе, где своими глазами можно увидеть достопримечательности мировой истории.

К слову сказать, путешествия приносят особое удовольствие Л.Л. Ашировой. В свое время она объездила все черноморское побережье, теперь открывает для себя красоты Алтая. Дочь и сын – её верные спутники в покорении новых мест. Настя учится в АГУ на социолога, Олег оканчивает 11-й класс нашей школы. В единственный мамин выходной – воскресенье – Ашировы любят собираться на кухне и готовить что-нибудь «этакое». А если дети не успевают на кулинарный урок, Людмила Леонидовна отправляется в бассейн или на фитнес. Спорт – такая же неотъемлемая часть её жизни, как педагогика.

– Я учитель-оптимист, – признается Л.Л. Аширова. – Считаю, без оптимизма в этой профессии делать нечего. Если педагог постоянно жалуется и жалеет себя (маленькая зарплата, неблагодарные ученики, сложные родители…), его эффективность будет невысокой. У меня нет таких проблем! Я всегда хочу на работу, всегда хочу провести урок. Просто я по-настоящему люблю свою профессию, хотя мне это далось не сразу. Это моя жизнь, моя история, и я её не променяю ни на что другое!

Это действительно её история – энергичного трудоголика, любящего науку и детей. Без пафоса и фанатизма, с достоинством и душевной тонкостью, которые позволили ей стать тем, кем она стала – настоящим профессионалом своего дела.

 

 

Любимая притча Л.Л. Ашировой:        
"Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты – газель или лев. Когда встает солнце, надо бежать".