Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал
строчный:
1.7
2
Интервал
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X
Версия для слабовидящих

 

05.03.2020

 

 

ЕЛЕНА КИПА: ОЩУЩЕНИЕ ПОЛЕТА

 

 

Учитель, классный руководитель, завуч – за 22 года педагогического стажа в её трудовой книжке менялись разные записи. Но какая бы должность там ни значилась, её будни всегда были наполнены любовью к литературе и своей профессии. Елена Станиславовна Кипа не представляет свою жизнь без школы и без книг. Первая дарит ей заряд жизненных сил, вторые – саму жизнь. О книгах она может говорить бесконечно и обязательно подчеркивает их значимость: «Когда сердце плачет, а душа рвется на части, мы чувствуем, что живем». Как оказалось, эти чувства она испытывала с самого детства, а, став учителем русского языка и литературы, щедро поделилась ими с детворой.

 

О том, что Елена Станиславовна станет учителем, поначалу никто не предполагал. В её семье был только один педагог – тетя, преподававшая русский язык и литературу в одной из школ Барнаула. Девочку всегда поражало умение тети красиво говорить и обсуждать прочитанное. А обсуждать в их семье действительно было что: родители Елены вместе с дочерями любили собираться по вечерам за чтением книг. Читали вслух, сопереживали героям, мечтали и плакали… И эти вечера в огромной домашней библиотеке Елена любила больше всего.

Мама старалась развивать девочку разностороннее, прививала любовь к музыке. Но мысли Елены были далеки от Шопена: в голове правили то Раскольников, то Безухов, то Каренина… Этот книжный мир буквально поглотил юную читательницу, предопределив её дальнейшую профессиональную судьбу. Елена  уже класса с седьмого точно знала, что филология – её призвание. Следуя ему, она после окончания школы поступила на филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института, где был заложен необходимый фундамент для её дальнейшего становления в профессии.

В 1995 году новоиспеченный филолог получила диплом учителя русского языка и литературы. И в этом же году оказалась в Сибирском, куда переехала вместе с мужем – офицером ракетной дивизии. Первым местом работы Елены Станиславовны стала средняя школа, где ей, молодому педагогу с горящими глазами, сразу дали два класса неугомонных шестиклашек. Елена Станиславовна постаралась, чтобы глаза загорелись и у них: читала стихи при свечах, проводила капустники и разыгрывала литературные гостиные.

Глядя на отклик детворы, учитель поняла, что идет правильной дорогой. По ней она шла почти 10 лет: менялись классы, выпускались ученики… Но каждому, кто садился за парты в её кабинете, ей было о чем рассказать. Образы, метафоры, удивительные факты – вот чем насыщала она привычные 40 минут.

В 2006 году Елена Станиславовна вместе с супругом уехала в Москву, где Андрею Викторовичу предстояло обучаться в военной академии. Она продолжала прививать любовь к прозе и поэзии столичной детворе. В свободное время посещала встречи с писателями-современниками, бывала на книжных ярмарках.

Через 6 лет они снова вернутся на Алтай, и Елена Станиславовна будет принимать поздравления на первосентябрьской школьной линейке. Москва многое ей дала в плане профессионального роста, и учитель русского языка и литературы принялась воплощать свои наработки в Сибирском. Литература в её исполнении снова заиграла необычными гранями, увлекая детвору в мир стихов и прозы.

В 2015 году Елена Станиславовна возглавила в средней школе научно-методическую работу, став заместителем директора. Творчества заметно поубавилось, но завуч старается и в этой сфере находить место для полета фантазии и креатива. Готовит педагогов к профессиональным конкурсам, работает с одаренными ребятами, участвует в школьных мероприятиях… 

Теперь в её кабинете – не парты и доска, а стопки документов и компьютер. Кого-то бы порадовало сие обстоятельство, но только не Елену Станиславовну. Проходя мимо класса, где идет урок,  она ловит себя на мысли, что все самое важное происходит сейчас там, без нее. Ведь это такой кайф – стоять у доски! Видеть внимательные взгляды, чувствовать живую энергию, удивлять и вдохновлять… Такого не прочтешь даже в самых интересных книгах! Это можно только пережить, находясь в эпицентре урока.

 

1. Имя, возраст, семейное положение. Елена Станиславовна Кипа, 47 лет, замужем.

2. Место работы, должность, участие в общественной деятельности. Средняя школа ЗАТО Сибирский, заместитель директора по научно-методической работе.

3. Главная черта моего характера – работоспособность, требовательность. Как к самой себе, так и к окружающим. Педантична, люблю дисциплину и исполнительность. Считаю, без работы человеку никак нельзя. Её должно быть много, она дарит ощущение полета, не позволяет заплесневеть. 

4. Больше всего я не люблю фальшь и ложь. Чувствую, когда человек говорит неправду, и это неприятно. Уверена: поговорить открыто и договориться можно всегда, искреннее общение позволяет избежать многих проблем. Но ложь во благо допускаю: в жизни, кроме черного и белого, есть много оттенков.

5. Больше всего я дорожу своей семьей. Это супруг Андрей, мама Екатерина Иосифовна, сестра Полина с мужем и племянником. Нам повезло: мы все живем рядом, благодаря чему можем много времени проводить вместе.  

6. Сегодня меня беспокоит сфера образования в нашей стране. Засилие ЕГЭ, ОГЭ, ВПР… На мой взгляд, это формальное отслеживание качества знаний детей: за сухим бланком с ответами не увидеть глаз учеников, их эмоций, настроя, не узнать перспектив. И с каждым годом такого формализма становится все больше! Страдают школьники, их родители, учителя. Хотелось бы более качественной и человечной оценки знаний и самих знаний. 

7. Мои любимые занятия: чтение современной литературы. Кроме читательского удовольствия, она интересна мне и с филологических позиций: как построено произведение, насколько оно метафорично… Оцениваю авторский язык на вкус. Сегодня есть очень «вкусные» вещи: на уровне цвета, запаха. Мне даже приходится ограничивать чтение двумя страницами в день, чтобы растянуть это наслаждение словом. Еще нравится посещать театры, полюбила театральный мир со студенческих времен. Теперь совершаем семейные вылазки в Барнаул. Могу одну и ту же постановку посмотреть несколько раз.

8. Книга, фильм, песня, с которыми, на Ваш взгляд, должен быть знаком каждый? Это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Не все могут её осилить и понять, но в ней есть ключевой посыл о том, что добро и зло едины. В кинематографе предпочитаю альтернативное кино, не для широкого круга. Есть два режиссера, которые мне близки: это Андрей Звягинцев и Алексей Балабанов. У первого восхищают «Нелюбовь», «Изгнание», «Левиафан». У второго – «Брат», «Груз 200», «Кочегар». Эти фильмы заставляют задуматься, после них остаются некое послевкусие и недосказанность. Что касается песни, то это «Надежда» в исполнении Анны Герман. Мне кажется, она должна быть созвучна душе каждого. Есть определенная прелесть и в классической музыке, которую я тоже с удовольствием слушаю.

9. Кто является для Вас бесспорным авторитетом? Мои родители: Станислав Владимирович и Екатерина Иосифовна. Для меня они служат идеалом семейственности и интеллигентности. В свое время маме, вернувшейся усталой после трудного рабочего дня, хватало 5 минут, чтобы выйти из комнаты как ни в чем не бывало – с улыбкой, радостью и теплотой. У отца была похожая позиция: негатив оставался на работе, домашняя гармония была неприкосновенна. Еще они всегда восхищали меня своим умением общаться с окружающими: тонко, интеллигентно, с внутренним достоинством... Мне кажется, этому нельзя научиться. 

10. Какой самый лучший совет Вам дали в жизни? Никогда не останавливаться на достигнутом. Преподаватель в вузе научила постоянно двигаться вперед,  любое начатое дело доводить до конца и всегда пользоваться шансом, который предоставила судьба. Этому я учу своих учеников.

11. Имея в своем распоряжении час аудиенции с Президентом РФ, какие темы Вы бы подняли и о чем бы вели беседу? О стандартах нашего образования, о потоке не всегда оправданных реформ... Хочется пригласить его в настоящую школу, где работают обычные учителя и учатся обычные дети. Работа у нас благодатная, но трудная: и эмоционально, и материально. Обсудила бы с ним конкретно свой предмет: считаю, программа по литературе нуждается в серьезном пересмотре. В ней практически нет произведений современных авторов и есть классические, до которых дети морально не доросли.  

12. Какой был самый лучший, самый значимый материальный подарок в Вашей жизни? В прошлом году мои выпускники подарили билет на моноспектакль Сергея Безрукова, с которым он приезжал в Барнаул. Это были удивительные эмоции и переживания! Я благодарна детям за такой сюрприз.

13. Любимое изречение или Ваш внутренний девиз. «Не ври, не бойся, не беги!». Это посыл фильма «Как я провел этим летом». Посмотрела, поняла, что это моё.

14. Если бы у меня не было денег, то … я бы обладала свободой! К деньгам я отношусь философски: сегодня они есть, завтра нет – ну, и ладно! За материальными ценностями и благами я не гонюсь.

15. Если бы что-то можно было в себе изменить или в своем прошлом, то… Когда училась на втором курсе вуза, получила приглашение в модельное агентство, но отказалась. Не то, чтобы сильно об этом жалею, но где-то в подсознании галочка сидит – шансом не воспользовалась. А в себе изменила бы чрезмерное профессиональное рвение. Понимаю, что не все люди – трудоголики, и моя самоотверженность порой излишняя.    

16. Если бы Вы поймали Золотую рыбку, то какие бы три желания загадали? Во-первых, вылечила бы свою маму. Во-вторых, открыла бы частную школу. А в-третьих, повысила зарплату всем педагогам. 

17. Считаете ли Вы себя примером для подражания? Нет. Но трудолюбию и работоспособности у меня можно поучиться!

18. На что Вам не хватает времени или смелости? На релакс. Хотелось бы больше времени и возможностей для путешествий в другие страны и на другие континенты. А еще мечтаю открыть клуб любителей современной литературы. Часто после прочтения какой-то необыкновенной книги переполняют впечатления, и было бы здорово поделиться ими со своими коллегами-филологами.

19. Говорят, что в жизни нужно попробовать всё. Есть ли вещи, которые Вы никогда не попробуете? Не могу намеренно обидеть человека, не хочу даже пробовать. Никогда не попытаюсь нанести вред детям. Не стану увлекаться экстремальными видами спорта.

20. За что Вы не понимаете или осуждаете людей? За то, что не читают книги. По мне, это самое ценное, что есть у человечества. Это мостик в прошлое, проекция в будущее… Не понимаю, почему некоторые родители не могут привить любви к книгам своим детям. Ситуация «мой ребенок не любит читать» – в корне нереальная. Ребенку просто не показали, как правильно это нужно делать. Не заинтересовали, не вдохновили.

21. Как Вы воспринимаете критику в свой адрес? Положительно, в этом я гибкая. Стараюсь все моменты проанализировать, оценить, прислушаться к замечаниям. Понимаю, что ничего идеального не существует.

22. Чем бы Вы занялись в последний день своей жизни? Провела бы его в семейном кругу за чашечкой чая, с маминым любимым пирожком… В такой вот теплой атмосфере. У нас вообще семья «атмосферная»: в нашем доме всегда уютно, комфортно, царит смех и добрый настрой. Я этим очень дорожу.