21.10.2021
ОДИН ДЕНЬ
Яркое солнце
пробивается сквозь жалюзи, ненавязчиво играет приятная музыка,
вчерашние детсадовцы в новенькой школьной форме спокойно сидят
за партами перед открытыми учебниками и что-то мастерят из
пластилина – урок технологии в 1-м классе. Иногда поднимая руку,
как настоящие школьники, то мальчишки, то девчонки задают
вопросы учителю, и спокойным вкрадчивым голосом она им отвечает.
Близится к завершению самая первая в их жизни учебная четверть,
а они и есть теперь настоящие школьники, все вместе – дружный
1-Б класс с опытным наставником – Ларисой Анатольевной
Кулябиной! Как же проходит непростой процесс адаптации
первоклассников-2021? Ко всему ли привыкли самые маленькие
школьные жители, их родители и новые классные мамы?
Целых пять лет большинство детей посещали
Детский сад ЗАТО Сибирский, где вместе с воспитателями любили
играть, вырезать, клеить и лепить, гулять на своем участке,
выступать на утренниках… Любили быть малышами, дошколятами. Но
пришло время взрослеть, и, как известно, каждый новый жизненный
этап влечет за собой трудности привыкания.
Лариса
Анатольевна КУЛЯБИНА,
классный
руководитель 1-Б класса:
– Много лет я наблюдаю за детьми и вижу, что первый месяц в роли
первоклассников – самый сложный. Все потому, что им нужно
запомнить много школьных правил, которые необходимо ежедневно
соблюдать. Но всем ребятам очень нравится их новый статус,
поэтому видно, что они очень стараются. Часто говорят мне: «Мы
взрослые!», ведь детский сад уже позади, хотя они все еще
скучают по дошкольной жизни, но теперь все стали на ступеньку
выше. Мы и тему урока определяем, и цель своей деятельности
ставим, и планируем нашу работу. Если первое время два-три
человека могли с этим справиться, то сейчас – большинство. И мы,
учителя, тоже привыкаем к новому классу, перестраиваемся с
режима работы с четвероклассниками на работу с малышами,
стараемся подобрать ключ к сердцу каждого ребенка, услышать все
его просьбы и вопросы, выстроить доверительные отношения. У всех
нас процесс адаптации проходит благополучно. По опыту скажу, что
к Новому году он точно завершится!
Бесспорно, педагогическое мастерство и
личностные качества
педагогов помогают расположить к
себе растерянных первоклашек, и, крепко взяв их за руку, вести
по школьной дороге. Дети чувствуют доброе отношение к себе и
постепенно раскрываются, перестают стесняться и уже смело могут
высказать свое мнение по поводу нового этапа в их жизни, как это
сделали учащиеся 1-Б класса.
|
|
Тимур ШАРИПОВ:
– Этот 1-й класс мне нравится. Я
мечтал сюда попасть! У меня
появились новые друзья,
учительница – Лариса
Анатольевна. Она очень хорошая!
Я не сильно скучаю по саду,
потому что здесь перемены, где
мы все весело играем! |
Лиля СЁМИК:
– В 1-м классе хорошо! Мне здесь
интересно заниматься. Вот какого
ежика я слепила из пластилина,
посмотрите! Когда я была в
садике, я думала, что сразу, как
поступлю в школу, буду получать
оценки. Но оценки нам не ставят
пока, зато скоро будут в дневник
наклейки вклеивать. |
Коля
ПШЕНЁВ:
– Мне нравится работать по
окружающему миру. Это мой
любимый урок. И учительница у
меня очень хорошая и добрая.
Назад в садик я уже не хочу,
потому что я вырос! Буду в
школе! И рабочий день здесь
короче. |
|
Прозвенел
звонок, и перемена закончилась. Все ученики подошли к своим
партам и замерли в ожидании разрешения учителя сесть и
приступить к работе. Начался следующий урок. Не будем мешать
мальчишкам и девчонкам и побеседуем со специалистами.
Ирина
Владимировна САХАРОВА,
заместитель
директора по учебно-воспитательной работе:
– В этом году первоклассники успешно проходят адаптацию. Совсем
недавно прошло совещание, где узкие специалисты – логопед и
психолог – огласили итоги диагностических обследований параллели
1-х классов. Большинство детей уже благополучно влились в
школьную жизнь, привыкли к режиму, к школьным требованиям и
правилам, отличным от детского сада. Игровая деятельность уходит
на второй план. Пока что еще наглядно-образное мышление
превалирует, поэтому дети реагируют на все яркое и интересное.
Есть такие детки, как правило, не посещавшие детский сад, у
которых адаптация будет длиться еще и во второй четверти.
Психологи утверждают, что это норма.
Ирина Владимировна также поделилась своими наблюдениями по
поводу особенностей набора этого года:
– Дети очень подвижны на переменах! Они могут организовать
собственную деятельность – свою игру. У них нет больших
трудностей в плане социализации в классе. Программа дошкольного
учреждения также освоена детьми. За все это хочется
поблагодарить педагогов Детского сада. Хочется отметить, что
именно в этом году хорошо налажена преемственность между
дошкольным образовательным учреждением нашего города и школой. В
этой параллели нет деток, которые бы не смогли себя обслуживать,
– дети самостоятельны. И родители относятся с пониманием к
нашему режиму, к нашим требованиям в связи с эпидемиологической
обстановкой.
Для многих родителей поступление их
ребенка в 1-й класс – важное знаменательное событие, но оно
влечет, конечно, и много переживаний. Первоклассники во все
времена
испытывают
наибольший стресс среди всех школьников, ведь ведущий вид их
деятельности меняется: на смену игровой приходит учебная. Первый
– самый сложный – этап адаптации
– успешно подходит к концу, и все
педагоги средней школы ЗАТО Сибирский делают все возможное,
чтобы дети перешли на новый для них этап как можно
благополучнее. Узкие специалисты особенно выделяют
первоклассников, проводя с ними плодотворную работу. Ведь от
того, как будет проходить процесс адаптации к школьной жизни,
зависит очень многое. Сейчас необходимо создать задел на будущие
11 учебных лет.
Анна
Вячеславовна ДЁМИНА, педагог-психолог:
– По итогам анкетирования родителей и диагностики
первоклассников могу сказать, что адаптация у большинства детей
проходит хорошо. Только 3% сказали, что родители их заставляют
ходить в школу, а остальные детки сами хотят получать новые
знания, приспособились к режиму. Кто-то даже уже определился с
будущей профессией и сейчас стремится учиться, чтобы в
дальнейшем осуществить свою мечту. Единственный момент – еще не
все дети нашли общий язык с одноклассниками, поэтому сейчас они
чаще общаются с теми, с кем дружили в группе детского сада. У
части детей адаптация завершится в конце 1-й четверти, а у
остальных – в конце 2-й. Большой процент тех детей, которые уже
с самого первого урока включились в работу, приняв свой новый
статус ученика.
–
Чтение и письмо – сложные процессы. Чтобы ими овладеть, у
ребенка должны быть развиты все психические функции. Ключевую
роль играет речевое развитие. Поэтому всех детей, поступающих в
1-й класс, в начале года обследует школьный логопед. В этом году
диагностику речевого развития прошли все первоклассники.
Большинство ребят развито по возрасту. Но у 30% выявлены те или
иные нарушения речи. У таких ребят могут возникнуть трудности с
овладением письмом и чтением. Чтобы предотвратить эти трудности,
мы проводим профилактику на школьном логопункте. Отбираем группу
риска – детей с самым сложным речевым дефектом. Остальных
зачисляем в резерв. В течение учебного года логопеды ведут
плотную работу с детьми из группы риска: погружаемся в мир
звуков и букв, учимся их различать, развиваем речевой слух...
Иначе во 2 классе начнутся проблемы: ребенок может путать буквы,
пропускать, менять их местами, писать слитно все слова... Как
следствие, появятся плохие оценки и неуспеваемость по основным
школьным предметам. Для того, чтобы предотвратить эту ситуацию,
или по возможности скорректировать, в школе и работает логопункт.