Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал
строчный:
1.7
2
Интервал
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X
Версия для слабовидящих

 

ДОБРОЕ СЕРДЦЕ КАК ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА К СЧАСТЬЮ РЕБЕНКА

 

    Отдавая своего ребенка в детский сад, каждый родитель желает, чтобы его чадо окружали самые лучшие, опытные и профессиональные педагоги. Кто-то слушает отзывы знакомых, кто-то выбирает специалиста с красным дипломом. А «одна мама сказала, что выбирала воспитателя по глазам – у которого глаза добрые, к тому и привела». Так ее малыш оказался в группе у Нины Васильевны Сандул, воспитателя детского сада №1 «Теремок». Совсем скоро, 27 сентября, Нина Васильевна и ее коллеги будут отмечать праздник – День дошкольного работника. Об особенностях своей профессии, об умении быть искренней с воспитанниками и находить общий язык с родителями и рассказала нам педагог с добрыми глазами и многолетним опытом за плечами.

– В детском саду "Теремок" я работаю с 1988 года, – рассказывает Нина Васильевна Сандул. – До этого я трудилась учителем в школе, и никогда не думала, что буду работать воспитателем в детском саду.

Работа с детьми Нине Васильевне нравилась всегда. С 8-го класса она уже знала, что хочет чему-то учить маленькую непоседливую детвору, быть педагогом. Но оказалось, что специалист с двумя дипломами, 12-летним стажем работы в школе Сибирского на тот момент не требовался: педагогов-филологов хватало. И молодую учительницу поставили в длинную очередь на ожидание работы.

– Так как другой работы в городке не было, я решила пойти работать воспитателем в только что открывшийся детский сад. Думала, дети подрастут, пойдут в школу – и я вместе с ними. Но судьба распорядилась по-своему. Я так и осталась работать в "Теремке".

Попав на новую для Нины Васильевны должность воспитателя, она много занималась самообразованием: «Училась абсолютно у всех. Многое мне дала Валентина Владимировна Халикова, которая тогда работала методистом детского сада». Но еще больше почерпнула Н.В. Сандул у своей коллеги Татьяны Александровны Демьяненко, которая по образованию «чистый дошкольник». С первого дня работы в «Теремке» Т.А. Демьяненко стала напарницей нашей героини, воспитатели уже почти двадцать лет работают вместе. «Многое изменилось за это время, – делится Нина Васильевна, – многие ушли из детского сада, а мы с Татьяной Александровной – как «стойкие солдатики».

– Я счастлива, что у меня такая напарница. Мне легко работать с ней. Татьяна Александровна – порядочный, добросовестный, ответственный человек; грамотный, думающий, творческий педагог. Мы понимаем друг друга с полуслова, все делаем сообща. Татьяна Александровна прекрасно рисует, лепит и с  успехом учит этому детей. Она очень артистична и участвует во всех утренниках в детском саду, постоянно придумывает что-то интересное для ребят.

Сплоченный коллектив воспитателей идеально дополняет помощник воспитателя Федосова Ирина Владимировна: воспитатель по образованию, она всегда найдет подход к ребятишкам, придет на помощь воспитателям. Сейчас педагоги воспитывают ребят старшей группы №6 «Одуванчики» – почти все малыши уже отпраздновали свой пятый день рождения.

– С таким возрастом, конечно, интереснее работать, – признается Нина Васильевна. – Старшие дошкольники уже многое знают и умеют. Но еще больше у них вопросов, на которые нам предстоит вместе ответить. Это стимул для моего дальнейшего развития. И я испытываю радость от того, что сама не стою на месте, расту, развиваюсь и совершенствуюсь вместе с моими воспитанниками.

– Некоторые мамы думают, что когда ребенок поступает в садик, его сразу начнут чему-либо учить, – добавляет воспитатель. – Но, прежде чем учиться, малыш должен с удовольствием ходить в детский садик. И в первые месяцы мы работаем именно над созданием доброжелательной атмосферы в группе. Только тогда можно приступать к занятиям.

Конечно же, филолог по образованию, Нина Васильевна с большим удовольствием занимается развитием речи детей, любит также занятия аппликацией, в котором есть безграничный простор для детской фантазии. Нравятся воспитателю музыкальные занятия – Нина Васильевна, имея еще и музыкальное образование, вместе с детьми и поет, и танцует. Особое внимание она уделяет нравственному воспитанию детей:

– Нравственное воспитание – это основа всего. Дети знают правила нравственного поведения, но на практике не всегда могут их применить. Мы закрепляем все правила в играх. Например, играя в «магазин», мы учимся вежливо попросить, предложить «товар», спросить совета у «продавца», поблагодарить.

«Самое сложное в работе воспитателя – это ответственность, которая лежит на нас, – считает Н.В. Сандул. – Ответственность за жизнь ребенка, за его здоровье, как физическое, так и психическое». Вообще, отношение к профессии у Нины Васильевны привито еще советской школой, где учили, что, приходя на работу к детям, нужно свое плохое настроение и свои проблемы оставлять дома, забыть о том, что произошло. И одновременно «надо отдавать свое сердце детям» – именно по методике В.А. Сухомлинского, своего земляка, родившегося в Кировоградской области на Украине, обучалась будущий воспитатель педагогическому мастерству.

   Не забывает Нина Васильевна Сандул и о своих детских годах, проведенных в садике: о том, что обожала свою воспитательницу, что рыдала горькими слезами, когда она ушла из группы, помнит и то, как заведующая детским садом с большущим шприцем в руках заставляла ее есть манную кашу и что она, ребенок, чувствовала в это время. Весь этот опыт она переносит на своих воспитанников и никогда не заставляет их что-либо делать насильно, против их воли.

О современных методиках Нина Васильевна тоже старается не забывать – узнавать новое, читать методическую литературу. Этому научила ее еще В.В. Халикова, которая «непрерывно училась и постоянно нас вела к чему-то новому».

В январе этого года Нина Васильевна отметила юбилейный день рождения, но она признается, что подобные торжества не очень любит, поэтому праздник состоялся исключительно в дружном семейном кругу.

В семье Нины Васильевны воспитывается уже три внучки – Нелли, Александра и самая старшая Антонина. В воспитание каждой из них бабушка-педагог вложила все свои знания по дошкольной психологии, спела все песенки и потешки, которые выучила за время работы в детском саду.

Теперь Нина Васильевна старается передать знания и родителям своих воспитанников. Например, некоторые дети до садика не знают, что такое пластилин, с опаской берут его в руки. Это потому, что родители не хотят, чтобы маленький фантазер пачкал стены, обои и приходящих в гости друзей. Вообще, разговор о родителях – это особая тема для Нины Васильевны: 

– Самое трудное для воспитателя – это достучаться до родителей. Некоторые родители считают, что если отдали ребенка в детский сад, то им здесь воспитатели сами и будут заниматься. На самом деле эффективной работа будет только в системе «ребенок-родитель-педагог», и мы как воспитатели стараемся создать именно такие условия, выстроить доверительные отношения. В этом году у нас особое новшество – "Дерево добрых дел", на котором появляются листочки рядом с фото ребенка, если его родители каким-то образом поучаствовали в жизни группы.

«Нигде нас не учат, как быть родителями – ни в школе, ни в вузе, – говорит Нина Васильевна не без печали в голосе. – Человек действует на примере своей семьи, и хорошо, если там положительный опыт». А есть ведь и отрицательный. В этом случае опытные воспитатели стараются неназойливо, в беседе объяснить проблему. А если не справляются сами – подключают психолога, заведующую.

– Если что-то произошло за день в группе, обязательно советуемся с Татьяной Александровной, решаем вместе что делать, – объясняет Н.В. Сандул. – Главное – не замалчивать проблему, а решать ее.

К себе как к педагогу Нина Васильевна тоже предъявляет непростые требования, ведь на воспитателе лежит трудная обязанность – дарить ребенку ощущение радости, уверенности и защищенности, помогать ему быть успешным. И образование стоит для Н.В. Сандул на первом месте. Воспитатель должен идти в ногу со временем, постоянно учиться, знакомиться с новым в методике, психологии. По ее мнению, воспитатель также должен быть чутким и искренним в общении с ребенком, заботливым, отзывчивым, готовым выслушать и ребенка, и родителя, помочь ненавязчивым советом. Воспитатель должен быть творческой личностью, творчески мыслить и творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет. И этому учить детей. Это те качества, которые помогут ребенку, какую бы профессию он ни избрал. Воспитатель для ребенка и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

    «И, конечно, воспитатель должен быть добрым», – считает Нина Васильевна Сандул. «Доброе сердце ребенка – это счастье родителей, а доброе сердце воспитателя – это счастье детей», – вспоминает когда-то прочитанную фразу педагог с добрыми глазами и, без сомнения, с добрым сердцем.