Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал
строчный:
1.7
2
Интервал
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X
Версия для слабовидящих

 15.02.2018

 

 

 

 

 

 

 

 

БОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ РЕБЯТ

Даниилу К. – 11 лет. Сегодня он пришел на свое второе занятие в сенсорную комнату на базе средней общеобразовательной школы ЗАТО Сибирский.  Он с интересом ходит по тактильным дорожкам, создающим для стоп массажный эффект, рисует песком, чтобы «разбудить» свои пальчики (это называется песочной терапией).  Для развития вестибулярного аппарата Даниилу предлагают встать на специальный механизм, простому человеку напоминающий педали от велосипеда. Но больше всего мальчику нравится бассейн, наполненный шариками. Там он расслабляется, а потом с задором начинает переключать цвета внутри бассейна. В сенсорной комнате еще много разных приспособлений для развития мелкой и крупной моторики, органов чувств, кинетических ощущений, и все их хочется опробовать на себе, пощупать, пройти по дорожкам и проверить, действительно ли там все так колко. В этой комнате, открытой по государственной программе «Доступная среда» еще осенью 2015 года, может с пользой заниматься любой – дошкольник, ученик и даже взрослый человек, независимо от особенностей здоровья.

Занятие с Даниилом проводит Ольга Анатольевна Романова, психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья комплексного центра социального обслуживания населения города Новоалтайска. Ольга каждую среду уже второй год приезжает в ЗАТО Сибирский для предоставления социально-психологических услуг особым детям. Сейчас ее вниманием охвачены 7 детей младшего школьного возраста. У большинства ребят занятия проводятся индивидуально (как правило, это дети-аутисты), других собирают в группы, с третьими занятия проводятся в сопровождении взрослых. Зачастую детей стараются объединить, чтобы они учились работать в паре и взаимодействовать друг с другом.

– Часто встречаются дети с симптоматикой гиперактивности, – рассказывает О.А. Романова. – Прошлый набор ребят в Сибирском, с которыми я занималась полгода, полностью состоял из таких детей. А занятия в сенсорной комнате помогают снять напряжение, концентрировать внимание. Родители этих детей отмечали, что видят динамику улучшения у своего ребенка: он становится более спокойным, слышит взрослых и задания, которые ему дают, и старается их выполнить, легче осваивает учебный материал.

Сенсорная комната для того и приспособлена: снять психическое и мышечное напряжение, снизить агрессивность ребенка. Когда он успокаивается, расслабляется, на первый план выступает развитие памяти, внимания, воображения. Несмотря на то, что комната уже многим оснащена, Ольга Анатольевна старается брать с собой дополнительный диагностический и дидактический материал для развития образного, логического мышления, всех когнитивных функций (память, речь, интеллект). В разговоре с психологом дошкольники знакомятся или закрепляют знания о цвете, геометрических фигурах. Для детей с ограниченными возможностями здоровья работа в этой комнате не менее полезна – общаясь со специалистом, они познают себя, обретают уверенность, создают положительный образ о самом себе. Школьникам занятия в комнате помогают расслабиться. «Для них это особенно актуально, поскольку на них лежит большая учебная нагрузка», – комментирует О.А. Романова. Подросткам здесь заниматься тоже нужно, ведь их возраст по умолчанию является кризисным периодом, а сенсорные занятия вкупе с консультацией психолога стабилизируют психически-эмоциональное состояние, улучшают настроение.

А вот работа с  подростками нашего города, попавшими в трудную жизненную ситуацию, – прерогатива работы другого специалиста. Ксения Юрьевна Веселкова – психолог отдела по работе с семьей комплексного центра социального обслуживания населения города Новоалтайска. В ЗАТО Сибирский К.Ю. Веселкова так же, как и ее коллега, приезжает в составе «Мобильной бригады» каждую неделю, занимаясь с детьми возрастом от 9 до 17 лет чаще всего индивидуально, проводит тренинги и психологические консультации. Говорят, ребята любят занятия с Ксенией Юрьевной.  При оказании социально-психологических услуг К.Ю. Веселкова использует свои разработанные программы: «Трудный подросток» – для несовершеннолетних с девиантным поведением и «Ценная жизнь» – для подростков, имеющих суицидальные наклонности. Число детей из второй категории в этом году значительно снизилось, а для меня, непосвященной в эту сферу жизни, вообще оказалось новостью, что подобные проблемы у нас в Сибирском есть.

На данный момент на нашей территории числится 15 семей, находящихся в социально опасном положении, где родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению ребенка, а также трое детей – на профилактике.

Значительное число семей составляют те, у кого проблемы с алкоголем. Основную работу с ними ведет специалист по социальной работе филиала комплексного центра по ЗАТО Сибирский Ольга Рихардовна Дегтярева. Для проблемных несовершеннолетних ею организуется досуг как на нашей территории (мероприятия в музее, библиотеке Дома культуры «Кристалл», в спортивно-оздоровительном комплексе «Бриз»), так и на базе Новоалтайска и Барнаула (экскурсия на «Экоферму»). С большинством сторонних организаций, выступающих волонтерами, комплексный центр взаимодействует по договору социального партнерства.

– Хочется отметить Муниципальное унитарное многоотраслевое коммунальное предприятие. Оно постоянно и очень активно сотрудничает с нами на территории Сибирского, – рассказывает Людмила Семеновна Щербинина, заместитель директора комплексного центра социального обслуживания населения города Новоалтайска. – Оно участвует в краевой акции «Соберем детей в школу!», оказывают помощь в рамках декады инвалидов, обеспечивает семьи новогодними подаркам. Наша работа с социально-активными организациями в текущем году будет продолжена, тем более что 2018 год отмечен как Год добровольца (волонтера), мы станем с ними взаимодействовать еще более активно.

Привлекаются несовершеннолетние для участия в важных календарных праздниках. Например, ко Дню защитника Отечества О.Р. Дегтярева разрабатывает информационно-развлекательную программу для наших детей на базе «Сибирский стан» поселка Октябрьский. 

– Для родителей проблемных детей проводится консультационная помощь, их мотивируют к медикаментозному лечению. Ведь они не сразу соглашаются, приходится вести переговоры, уговаривать, – рассказывает Ольга Рихардовна. – Нередки случаи, где родители до нашего вмешательства и дня не работали, а ребенок не посещал садик! После нашей помощи человек устраивается на работу, детей отдают в детский сад. Кроме того, мы сотрудничаем с другими организациями в Сибирском. Например, нет ребенка из сложной семьи на занятиях в школе – нам сообщают. Мы это постоянно контролируем и оказываем содействие семье для выхода из трудной жизненной ситуации.

За время социального патронажа над такими семьями за последний год на нашей территории выявлена положительная динамика: примерно 10 из них вышло из алкогольной зависимости. Но возможна и отрицательная динамика, когда, продержавшись год, родители возвращаются к прежней жизни. Они вновь становятся на учет как семьи в социально опасном положении, и все повторяется по кругу.

Профессия специалиста по социальной работе крайне ответственна и требует определенных эмоциональных затрат. Но когда специалист видит результат своей работы, все меняется. Когда замечаешь, что родители стали уделять внимание своим детям и балуют их не «заветревшейся закуской», а новой игрушкой; или когда у малыша, с трудом говорящего или слышащего, загораются глаза от увиденного в комнате, или когда он стал отличать квадрат от круга, или он уже может сказать хотя бы слово – все это и движет специалистами, чтобы каждый день выходить на работу и видеть, что все это время потрачено не впустую, что они действительно приносят пользу ребенку и семье.